Телефоны для связи:
(4236) 74-85-70
(4236) 74-48-18
» » Советы психолога Школьные конфликты: причины, виды, пути решения и советы для родителей

Советы психолога Школьные конфликты: причины, виды, пути решения и советы для родителей

05 декабрь 2022, Понедельник
145
0
Слово «конфликт» в толковом словаре русского языка определяется как «разногласие, спор, столкновение мнений». Такое определение полностью подходит и для конфликтов в школе, когда с разногласиями сталкиваются участники образовательного процесса: дети, их родители, учителя и администрация. Опытные педагоги уверены, что проблемные моменты в процессе обучения неизбежны, так как у каждого участника учебного процесса имеются свои интересы и свои представления о допустимом и правильном. Главное, это найти конструктивные пути разрешения конфликта.
В чистом виде конфликту нельзя дать положительную или отрицательную оценку, её определяет исход противостояния. Если после всех дискуссий и споров оппоненты поняли точку зрения друг друга, нашли компромиссное решение и смогли принять новые формы взаимодействия, то такой конфликт можно считать конструктивным. Если этого не происходит и стороны остаются неудовлетворенными, отношения становятся еще проблемнее либо прекращаются, то такой спор является деструктивным.
Почему возникают конфликты в школе?
Конфликты — неизбежная часть любого общества. Где есть группа людей, там будут столкновения, и школа не исключение. Дети учатся взаимодействовать друг с другом в социуме. Именно поэтому очень важно, участие учителя и родителей в конфликтах начиная с начальной школы, они должны показать детям, как можно разбираться с конфликтами и научить решать их.
Большая проблема в том, что взрослые сами не всегда умеют это делать. Поэтому иногда надо сначала научиться самим. 

Конфликты возникают по разным причинам и поводам. Но в основе любого из них - требование одной стороны быть понятой другой.
Разберем более подробно причины возникновения конфликтов в школе, а так же их виды и пути решения.  
Причины конфликтов в школе.
Не поделить можно всё что угодно. В целом конфликты между учениками в школе чаще всего сводятся к нескольким причинам:
  • обман;
  • оскорбления;
  • зависть к любимым ученикам учителя;
  • личная неприязнь к человеку;
  • симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика);
  • борьба за ресурс (от места за партой или вещей до авторитета в целом).
Виды конфликтов в школе.
Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:
  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.
Советы для родителей.
            Уважаемые родители!Важно понимать, что полностью избежать конфликтов не получится, если только вам крупно повезёт. Поэтому надо думать, как можно помочь ребёнку с ними справляться. О предотвращении и профилактике тоже можно подумать, но это не гарантирует отсутствия сюрпризов. Необходимо уметь держать баланс: помогать ребёнку, но при этом не вмешиваться слишком сильно. Давайте поговорим о том, как это делать.
  1. Взвешенно подходить к оценке конфликта.
Не переоценивайте степень конфликта. Если пара мальчишек подрались не переменке, это не значит, что их ждет кровная месть со стороны родственников до седьмого колена, возможно завтра они и не вспоминают об этой драке. Но и не значит, что это норма и все должны бить друг друга.
Взвешенно оценивайте причины конфликтов в школе и их последствия. Что именно стало причиной и как далеко это может зайти? Требуется ли ваше участие?

  1. Не решать конфликт за школьника.
Помочь ребёнку в решении конфликта — не значит решать конфликт вместо него. Родительская помощь может заключаться в моральной поддержке ребёнка, советах, совместном обсуждении ситуации в школе и поиске способа, как разрешить конфликт между детьми в школе.
Пойти пригрозить обидчику, силой заставить его извиняться или припугнуть — не решение. Возможно, обидчик вашего ребёнка после этого действительно перестанет его трогать и даже извинится. Но ребёнок не получит собственный опыт выхода из конфликта.

  1. Разделять ответственность в конфликте.
В конфликте участвует двое (иногда больше), и у каждого их них своя зона ответственности в этом конфликте. Без вклада со стороны каждого из участников конфликт просто не существовал бы. 
Разберите с ребёнком не только о то, чем провинился его оппонент, но и то, что сделал ребёнок для развития конфликта и что именно он может сделать для его разрешения. Разбирайте вашу сторону. Даже если человек прав, он всё равно может что-то сделать со своей стороны для погашения конфликта. 

  1. Владеть информацией (не путать с патологическим контролем).
Поддерживайте связь не только с ребёнком, но и с учителями и другими родителями, обсуждайте с ними жизнь учеников. Но умеренно, это не должно превращаться в слежку за детьми за их спиной. Постарайтесь быть открытыми. 
  1. Демонстрировать поддержку.
Ребёнок должен знать, что он не один и вы всегда на его стороне. Это не означает, что он всегда и во всём прав. Держать эту грань довольно тяжело, но надо учиться это делать. Если ребёнок поступил неправильно, объясните ему, почему так делать нельзя и как поступать лучше. Поддержите и скажите, что вы любите его и верите, что он справится с тем, чтобы исправить свои ошибки.
  1. Анализ конфликтной ситуации не превращать в монолог.
Однако не превращайте беседу с ребёнком в нравоучительную учебную речь, поддерживайте диалог. Если вы объясняете ребёнку, почему он поступил неправильно, узнайте у него, почему он сделал именно так, что он хотел и как он сам оценивает свой поступок. Проанализируйте ситуацию вместе.
Единый алгоритм решения любого школьного конфликта
Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного  разрешения. Обозначим его еще раз.
  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.
Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. 
Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное. И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение.
Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.